Напомним, что магнитные поля бывают нескольких типов. Есть статические, которые создаются вокруг постоянных магнитов. Магнитное поле Земли — квазистатично, то есть оно может слегка флуктуировать. А бывают высокочастотные магнитные поля, меняющиеся в широких пределах как по частоте, так и по интенсивности.
Исследователи из Невады ограничили спектр изучаемых полей слабыми статическими (на 1–2 порядка слабее поля Земли) и слабыми высокочастотными, создаваемыми мобильными телефонами.
Последний тип особенно интересен из-за споров о том, может ли частое использование сотовых аппаратов спровоцировать рак мозга.
Итак, оказалось, что уменьшение магнитного поля Земли ингибирует скорость роста клеток рака лёгких (фибросаркомы), клеток рака толстой кишки и первичного рака эндотелиальных клеток. (Интересно, каким экспериментальным путём невадским машиностроителям удалось уменьшить магнитное поле Земли и поставить сравнительные эксперименты?) По мнению г-на Мартино, слабые магнитные поля могут модулировать производство реакционно способного кислорода (возможно, речь идёт о получении синглетного кислорода, и тогда эта работа должна стать новым словом не только в биологии, но и в химии…), известного своей способностью отрицательно влиять на пролиферирование и выживаемость клеток (…а после этой фразы — ещё и в онкологии: прежде считалось, что попадание реакционно способного синглетного кислорода может приводить к накоплению свободных радикалов и, следовательно, развитию самых разных онкозаболеваний).
Что интересно, раковые клетки поджелудочной железы, по наблюдениям исследователей, наоборот, демонстрируют ускорение роста в тех же слабых магнитных полях, свидетельствуя о том, что различные типы клеток могут по-своему реагировать на одни и те же изменения в окружающем их магнитном поле.
Кроме того, как удалось продемонстрировать учёным, слабые высокочастотные магнитные поля ингибируют рост опухолей в животных моделях. А это намёк на то, что от долгого разговора по сотовому если что и отвалится, так только язык.
Теперь исследователи намерены перейти от наблюдений к настоящей науке, чтобы постараться объяснить, какие молекулярные механизмы заставляют различные клетки по-разному реагировать на флуктуации статических и переменных магнитных полей.
Надо полагать, наука начинается с этой последней фразы — а значит, не стоит сомневаться, что ответы на все поставленные вопросы будут найдены.